DaaS, как мы его видим


В последнее время термин «Device as a Service (DaaS)» и его русская версия «Устройство, как услуга» получили широкое распространение на рынке. Но каждый из игроков интерпретирует его по-своему. ГК Навигатор одной из первых получила статус HP DaaS партнёра, и уже больше года реализует проекты в этом направлении. В данной статье я раскрою свое понимание терминологии и поделюсь нашим подходом к услугам Device as a Service (DaaS) для персональных устройств и аргументирую его.

Сейчас только ленивый не упоминает о том, что в портфеле решений компании есть DaaS, но часто понимает под этим финансовую модель, не имеющую отношение к данной услуге, например, операционный или финансовый лизинг, рассрочку или товарный кредит, когда оборудование, так или иначе, в конце контракта переходит в собственность покупателя (лизингополучателя). Я считаю, что это уже нельзя называть DaaS - теряется сама суть термина: устройство перестает быть сервисом, оно становится товаром.

С моей точки зрения, в основе финансовой модели полноценного DaaS проекта может быть только операционный лизинг, когда:

  • оборудование не переходит в собственность потребителя услуги, применяется выгодная ставка,
  • исключается остаточная стоимость и по принятым системам учёта РСБУ и МСФО
  • расходы признаются как OPEX.

Одна из особенностей реализации проектов в рамках операционного лизинга состоит в том, что аренда от поставщика возможна только на малых и средних проектах. В качестве лизингодателя мы стараемся привлекать HPE Financial Services. Производитель сможет предоставить операционный лизинг в двух валютах, имеет возможность заключения рамочного договора и гибко подходит к типам финансируемого оборудования.

DaaS.jpg

Вторым существенным фактором, определяющим суть термина Daas, является дополнительный набор услуг. Помимо самого товара, заказчик получает ряд сервисов. В реализации проектов Daas важно выстроить правильный баланс между сервисами производителя оборудования и поставщика. Там, где применимо, мы стараемся использовать все возможности производителей, такие, как:

  • заводские настройки;
  • кастомизацию;
  • маркирование;
  • докомплектацию коробки аксессуарами для рабочего места.

Для крупных и регионально распределённых проектов это сокращает сроки и стоимость работ на местах.

На себя мы научились брать полный набор услуг по комфортному предоставлению и развертыванию этого сервиса:

  • доставку до использования,
  • погрузочно-разгрузочные работы,
  • развертывание без остановки работы,
  • настройку и введение в домен, обучение пользователя новым для него особенностям техники,
  • утилизацию упаковки,
  • при необходимости - утилизацию или выкуп старого устройства.

DaaS2.jpg

Третьим фактором, определяющим термин DaaS проекта, является сам процесс использования сервиса заказчиком. Существует значительное отличие DaaS от просто поставки и поставки с лизингом.
В базовом сценарии мы обязуемся решать вопросы доступности сервиса:

  • предоставлять подменный фонд;
  • осуществлять ремонт на месте эксплуатации;

Перспективным решением по обеспечению доступности стала для нас система HP TechPulse, с помощью которой мы

  • обеспечиваем мониторинг здоровья устройств по 8 показателям;
  • обязуемся осуществить проактивную замену в случае риска выхода из строя, предоставляем ИТ специалистам заказчика консультации по ошибкам приложений и операционной системы, по статистике использования оборудования, качеству его соответствия конкретным рабочим нагрузкам каждого пользователя.
840px-Interface_hp_daas.png

Интерфейс системы управления DaaS

Заказчикам с развитой первой линей поддержки мы предлагаем взять на себя уровни выше по клиентскому оборудованию, в том числе, с использованием средств удалённого управления аппаратного уровня Intel vPro и AMD DASH. Где требуется, предлагаем организовать все линии своими силами.

Обязательной частью услуги DaaS, в моем понимании, также является выделение заказчику персонального менеджера, который полностью контролирует процесс предоставления сервиса.

Ещё один важный вопрос - оптимальный срок проекта DaaS или возможные границы предоставления услуг. С точки зрения терминологии, очень бы хотелось предоставить сервис с любым сроком возврата оборудования - то, к чему уже привыкли потребители облачный сервисов (от одного часа). Но в российских реалиях и с учётом особенностей «необлачной» передачи устройств пользователям это невозможно. В сложившейся практике привлечения финансирования в проект есть возможность устанавливать срок от года до пяти лет. Наша практика показывает, что трехлетний срок является оптимальным по следующим причинам:

  • оптимальные финансовые условия операционного лизинга с учётом остаточной стоимости оборудования, достаточный горизонт финансового и организационного планирования;
  • соответствует циклам обновления оборудования, которые сильно сжимаются последние годы - за этот срок происходит существенный рост производительности, улучшается безопасность, меняются форматы устройств;
  • обеспечивается оптимальная доступность сервиса, риск возникновения проблем с оборудованием заметно вырастает к концу четвертого года эксплуатации, особенно, с мобильными устройствами (деградация батарей, шоковые условия эксплуатации).

Проект DaaS с трёхлетним сроком уже максимально близок к коробочному решению, но, безусловно, мы тщательно анализируем ситуацию с текущим парком устройств заказчика, анализируем возможности / задачи внутреннего ИТ и обсуждаем задачи бизнеса, стараясь найти оптимальное решение для проекта с разными сроками обновления для разного клиентского оборудования.

Отличия DaaS проектов от простых поставок фундаментальны: это длительные отношения с ИТ, финансами заказчика и, что важнее, c его пользователями.

Сколько бы парт номеров производителей, контрактов, систем ни было бы в бекэнде проекта, мы стремимся к тому, чтобы словами наших заказчиков DaaS выражался достаточно просто - проект обеспечения сотрудников компании высоко доступными, технологически актуальными персональными устройствами с регулярными фиксированными платежами.

гурманский фото.jpg

По вопросам расчёта стоимости DaaS
Вы можете обратиться к Виктору Гурманскому
vg@nav-it.ru +7(495) 988-6474 доб. 205.




Возврат к списку


e-mail: order@nav-it.ru




Сертификат Eurostandart ISO 9001:2008

Сертификат HP Gold